Ножнов Анатолий Иванович

...

Ножнов Анатолий Иванович. Художник. Рыболовство и рыбоводство.

Наши старые подписчики наверняка помнят легкие рисунки пером, которыми лет семь-восемь назад иллюстрировались многие статьи раздела «Аквариум». При всей достоверности рисунки не были сухо документальны. Наоборот, казалось, будто рыбы, попав на страницы журнала, продолжают жить там своей естественной жизнью.

Автора этих рисунков Анатолия Ивановича Ножнова тогда мало кто знал, разве некоторые из московских любителей, да и то не как художника, а как коллегу-аквариумиста. Теперь А. Ножнова, автора интереснейших статей, знают все наши читатели. Им интересуются, спрашивают, нередко благодарят редакцию за тот или иной опубликованный материал.

У меня к Анатолию Ивановичу свое особое отношение. Я считаю, что к чему бы он ни прикоснулся, чем бы ни увлекся, в нем прежде всего говорит художник.

Он начисто лишен спокойствия. Если что-то ему интересно, увлечение обязательно перейдет в страсть. И так было всю жизнь — с самого детства. Страстью были голуби, певчие птицы, рыбы и, конечно, живопись. Любовь к природе и искусству так тесно переплелись в нем, что не всегда и поймешь, где кончается одно и начинается другое. Не случайно даже тема курсовой работы студента Строгановского училища А. И. Ножнова звучала так: «Золотая рыбка — искусство древнего Востока». Мы не беремся судить о специальных достоинствах этой работы, но столь своеобразная тема, предложенная студентом художественного вуза, по-моему, говорит сама за себя.

Сейчас в доме Ножновых живут рыбы, которых мало у кого встретишь. Одни из них привлекают своей необычной внешностью, другие — оригинальным поведением, третьи — и тем и другим. Для своих питомцев Анатолий Иванович придумывает очень интересные «интерьеры» из керамики, камней, зелени. В таких аквариумах рыбки увствуют себя прекрасно, демонстрируя всю свою красоту и своеобразие.

Вот изящная, изысканно окрашенная рыбка, именуемая принцессой Бурунди; вот черный, как смоль, с огненно-красным хвостом лабео биколор; очень забавны шустрые, чем-то похожие на лягушек шарики-тетраодоны.

Но над всем царят, конечно, диску-сы — сказочные рыбы, завораживающие не одно поколение аквариумистов. «Дискусы — моя любовь,— говорит Анатолий Иванович.— Я считаю, что будущее за ними».

Каждый любитель знает этих удивительных по форме и окраске рыб. Но редкому счастливчику удается получить от них потомство. Нужно много знать и, пожалуй, даже обладать особым талантом, чтобы выкормить и вырастить дискуса. Анатолий Иванович перерыл немало книг, много наблюдал, экспериментировал, искал, прежде чем сделал открытие, в чем «секрет» этой рыбы. Сейчас, наверное, он один из самых опытных дискусоводов в нашей стране. Теперь на очереди лабео бико-лор, «В мире есть четыре удачных случая разведения,— говорит Ножнов,— значит развести можно...».

И я верю, что он добьется, не может не добиться. Ему всегда интересно то, что еще не сделано другими, а упрямства столько, что на десятерых хватило бы...

Вся дружная семья Ножновых живет его увлечениями. Наблюдения за обитателями аквариума ведут все: и жена, и дочь, и даже бабушка. Но самые главные помощники, конечно, книги. Их в доме много: и старых, дореволюционных, и новых — наших и зарубежных.

Большую дружескую переписку ведет Анатолий Иванович с известным американским ихтиологом, издателем многих прекрасных книг по аквариуму и журнала «Tropical Fish HoBeyist» Гербертом Аксельродом. Теперь их уже связывает личная дружба: в 1974 году, когда Г. Аксельрод приезжал в Москву, он и его жена побывали в гостях в семье Ножновых. С тех пор Анатолий Иванович нередко получает бандероли с книгами из Америки, а сам он тоже недавно отправил своему другу подарок — лаковую миниатюру собственного исполнения в стиле федоскинских мастеров. Анатолию Ивановичу теперь трудно заниматься своим любимым делом — мешает болезнь, но иногда он доставляет себе такое удовольствие.

Да, Анатолий Иванович тяжело болен. Много физических и душевних сил уходит на лечение. Но болеть ему как-то неинтересно. Есть на свете вещи более увлекательные. И, едва выйдя из больницы, он уже фонтанирует идеями, добывает интересных ему рыб, много читает, пишет статьи в наш и другие журналы. «А если не увлекаться— зачем тогда жить?» — это его глубокое убеждение.

Удивительная жизненная сила заложена в этом человеке. Имя ей — творчество.

Ю. АЙНЗАФТ

Фото Н. КИСЕЛЕВА

Анатолий Иванович Ножнов

31 марта 1938г в Москве родился мальчик с фамилией Ножнов и именем – Анатолий. В возрасте примерно 10 лет тяга ко всему прекрасному привела его на Птичий рынок, который в ту пору находился недалеко от его дома. Он был его завсегдатаем. Всё, что продавалось на рынке (рыбки, птички и другие домашние животные), становилось для него завораживающим явлением. Он стал копить деньги, данные ему на еду, но их было так мало, т.к. семья жила бедно, как и почти вся страна. Рыбок приобрести не мог, а птичек покупал, приносил к окну своего дома и кричал маме, что он только что поймал птичку в своем полисаднике и с радостью бежал домой. Мама делала вид, что ему верит, сажала птичку в клетку и помогала ему ухаживать за ней.

Окончив 7 классов, отправился в школу миниатюрной живописи в Федоскино (он очень хорошо рисовал). Окончил её, отработал 2 года и вернулся в Москву. Это было уже в 1960 году.

В 1961 году он женился и переехал к жене, площадь квартиры  была больше, что позволило ему сразу поставить стойку на три аквариума по 300 литров каждый. С осени до весны держал дома по 4 птички (таких как варакушка, жаворонок, соловей, синички, реполов и многих других), которых весной выпускал на волю.

Анатолий Иванович в 12-ти летнем возрасте заболел раком лимфатической системы. Лечение проходило очень тяжело, но мальчик стойко переносил это.

Будучи инвалидом 2-ой группы он работал, а приходя домой, снова работал – много читал русской и зарубежной литературы о декоративных рыбках, занимаясь переводом последней со словарями. Птичками, как раньше, он уже не занимался, полностью увлекшись декоративными рыбками. Имел большую библиотеку книг по рыбкам и переписку с рыборазводчиками многих стран.

......

В 1964 году он поступил в Строгановское художественное училище на факультет дизайна. Но судьба не баловала его и перед защитой диплома он попал в больницу нейрохирургии им. Бурденко с опухолью в голове. Преодолев все тяготы, он защитился. Получил диплом, а чуть раньше инвалидность 1-ой группы без права работать.

С 1970 года он полностью посвятил себя рыбкам. Он не только очень тщательно изучал условия жизни в природе многих экзотических рыб, он знал что надо сделать, чтобы они не только жили в аквариуме, но ещё и нерестились, давая потомство. Сумев развести очередную, новую для себя, рыбку, он писал статьи о том, что надо делать, чтобы было потомство от полюбившихся декоративных рыбок, не тая своих знаний и наблюдений.

Его статьи печатались в журнале «Рыбоводство и Рыболовство», где он ещё вёл раздел – «Календарь разведения рыбок».

Отсылая свои статьи в американские, польские, чехословацкие и немецкие журналы, он вместо денежного гонорара просил высылать ему книги по аквариумистике, т.к. в стране их практически невозможно было купить. Наш дом для всех был «домом открытых дверей». Люди писали, приезжали и никому не было отказа в ответах и личном общении.

Умер Анатолий Иванович 4 декабря 1997 года.

Ножнова Л.Г. (вдова Ножнова А.И.)

P.S. Всю жизнь Анатолия Ивановича волновала красота во всех её проявлениях – это и рыбки, и птицы, пение которых он различал. Будучи художником, он любил природу и где бы он не находился, писал пейзажи, делал наброски, портреты и многое другое, что могло заинтересовать его. Любил и увлекался музыкой. И чтобы он не делал, делал это скрупулёзно, вникая в мелочи и существо предмета.

О моём друге.

Я познакомился с Анатолием Ивановичем в 1983 году. В то время я был занят поиском дискусов для приобретения – у меня был готов 400 литровый аквариум и, для воплощения мечты, не хватало только дискусов (тогда их было не просто достать, тем более хотелось лучших из того, что можно было найти в Москве). Нас свёл мой знакомый аквариумист, который работал со мной на одном заводе.

К моменту нашего знакомства я уже много читал и слышал о Ножнове и для меня он был «небожителем» аквариумистики. Тем более я знал, что он один из первых, если не первый, кто развёл дискусов в СССР. Дилетант в дискусной теме, я волновался при первой встрече с Анатолием Ивановичем, но он оказался настолько контактным и интересным человеком, что все мои страхи остались позади сразу после нескольких минут разговора. С этого момента началась наша дружба.

Анатолий Иванович был близко знаком с Гербертом Аксельродом, американским исследователем рыб и главой одного из самых известных в мире издательств T.F.H. (Tropical Fish Hobbyist). Аксельрод с большим уважением относился к Анатолию Ивановичу и 4-ый том своей книги «Разведение аквариумных рыб» он посвятил Ножнову, предварив её дарственной надписью «For Anatoly Noznov, my Russian friend, because he represents what is so good the world».

...

Анатолий Иванович первым (с одним московским аквариумистом – сейчас не помню, кто это) развёл Labeo bicolor , и когда сообщил об этом Аксельроду, тот не поверил (считал, что эта рыба не разводится). Тогда Анатолий Иванович отправил ему фотографии и нереста и мальков – это убедило Аксельрода, что это не «утка», и он сразу опубликовал в журнале T.F.H. статью Ножнова о первом в мире разведении Labeo bicolor (и раньше в этом журнале не раз печатались статьи Анатолия Ивановича). Вообще Аксельрод был поражён успехами советских аквариумистов – в одно из своих посещений Москвы (в середине восьмидесятых), Анатолий Иванович отвёл его на Птичий рынок. Он мне рассказывал, что Аксельрод ходил по «птичке» с широко раскрытыми глазами и всё время ахал - он видел в ширмах огромное количество рыбы, которых считал либо вообще не разводимыми, либо чрезвычайно трудно разводимыми, а здесь её было как «грязи».

Анатолий Иванович очень много внимания уделял золотым рыбкам и был очень авторитетен в этом вопросе. Он дружил с С.Образцовым, большим поклонником этой рыбы. Его кукольный театр гастролировал во многих странах мира и очень часто в Японии, откуда он обязательно привозил новые разновидности золотых рыбок, многие из которых попадали к Ножнову, большинство из которых Анатолий Иванович развёл. Сам я раньше вообще не понимал этой рыбы, но постепенно под его влиянием (а он художник, часто мне объяснял их красоту) я вдруг в какой-то момент (как прозрение) попал под их очарование. И если бы не дискусы, то, наверное, занимался бы золотыми рыбками.

В 1992 году (смутные времена) у нас с моим братом появились мысли о создании рыборазводни, и я не раздумывал с кем объединиться для этого непростого дела. Анатолий Иванович полностью поддержал эту идею и сам стал активным проводником её в жизнь. Его опыт аквариумиста и, тем более, дискусоразводчика, богатый жизненный опыт стали решающими для начала успешной деятельности СКАТа. Не смотря на тяжелую болезнь он был очень работоспособен, и фактически до своих последних дней активно трудился вместе с нами. И, что очень важно, он умел получать удовольствие от этой работы.

Анатолий Иванович отличный популяризатор аквариумистики. Он сотрудничал с редакцией журнала «Рыболовство и Рыбоводство» (это был единственный журнал для аквариумистов – несколько последних его страниц было отдано аквариумному рыбоводству), редкий номер которого выходил без его статей. Многие материалы в журнале иллюстрировались его великолепными рисунками. Собственно именно из его статей я приобрел первую, так мне необходимую, информацию о дискусах (но с удовольствием читал и его статьи о других рыбах).

Анатолий Иванович автор первой тематической книги о дискусах на русском языке, изданной в 1992 году в издательстве «Колос» (издательство сильно сократило авторский материал, и она вышла в брошюрном варианте). Он не оставлял мечты написать полноразмерную книгу о дискусах, но не успел (он ушёл из жизни в 1997 году). Его мечту пришлось исполнить мне и книга «Дискусы», которая вышла в 2003 году, посвящена ему – Ножнову Анатолию Ивановичу. Появление этой книги - его заслуга.

Наверное у меня не получилось рассказать о Ножнове, так как я этого бы хотел. Но главное это то, что Анатолий Иванович относился к своим увлечениям как к искусству и умел, несмотря на тяжёлую болезнь, отнимавшую много физических и душевных сил, добиться того, что другим удавалось далеко не всегда.

Горюшкин Сергей Иванович.

ИЗ БИОГРАФИИ ЗОЛОТОЙ РЫБКИ. Рыболовство и рыбоводство.

Кто является прародителем золотой рыбки? Этот вопрос долгое время не находил ответа, высказывались лишь отдельные гипотезы. И только в конце 70-х годов нашего столетия проф. Есио Азума (Япония) закончил работу, начатую большим знатоком золотой рыбки покойным профессором Мацусэем. При жизни этот исследователь коллекционировал все, что имело отношение к золотым рыбкам: литературу, древние манускрипты, произведения искусств и пр., — эти собранные материалы были известны как библиотека золотой рыбки. Под руководством Мацусэя уже в 1942 г. Азума провел ряд исследований по генетике пресноводных рыб, в частности рыб японского происхождения. Так ученый подошел к вопросу о выявлении предков золотой рыбки. В результате проведенных исследований выяснилось, что ближайший родственник золотой рыбки — серебряный карась.

В книге «Карповые рыбы в Китае» сообщается о трех видах рода Caras-sius: куродзи, гиндзи и дзи. Куродзи (черный карась) — С. carassius и гиндзи (амурский карась) — С. auratus gibelio распространены в северной части страны, а золотые рыбки появились на юге, поэтому прародителями их считать нельзя. Остается дзи.

Получив из Китая двадцать живых дзи, японские ученые из Института зооисследования провели подробнейшее изучение этих рыб и золотой рыбки и сравнили результаты. Все данные оказались идентичными. Отсюда вывод: предком золотой рыбки является китайский серебряный карась дзи (С. auratus auratus).

Первые сведения об «оранжевых рыбах» появились задолго до Конфуция (551—479 гг. до н. э.). Изображения золотой рыбки встречаются в самых ранних памятниках китайской письменности и на гербах знатных родов. Судя по литературным источникам, золотых рыбок разводили уже во времена династии Сун (960— 1279 гг.). По существовавшему обычаю, карасей с признаками красного цвета дарили буддийскому храму.

Одно из замечательных свойств жителей Востока — безмерное терпение. В семье несколько поколений могли заниматься выведением той или иной породы золотой рыбки. Есть сведения, что священники одного буддийского монастыря в Корее в течение нескольких столетий выводили золотую рыбку с огромными шаровидными глазами. В Китае селекционная работа превратилась в настоящее искусство, и большую роль в этом сыграли женщины. По восточным обычаям они вели затворническую жизнь, что способствовало занятиям по разведению золотой рыбки и со- * вершенствованию ее красоты. Позже это увлечение стало всеобщим. Почти в каждом доме жили золотые рыбки. История разведения китайских золотых рыбок уходит в далекое прошлое, но пик совершенства в улучшении пород относится к периоду династии Мин (1368—1644 гг.). В это время были созданы почти все прототипы современных пород. Центром разведения стали большие города — Пекин, Шанхай, Кантон. В 1548 г. были опубликованы первые подробные сведения по уходу за рыбами.

В 1502 г. золотую рыбку завезли в японский городок Сакаи близ Осаки. Дикой формы золотой рыбки в Японии нет. В отличие от китайцев, которые при разведении золотых рыбок уделяли большое внимание окраске, японцев заинтересовала возможность изменять их форму тела. Центрами разведения стали города — Токио, Осака, Корияма.

Первый европеец, который описал в своей книге рыбку удивительной красоты, был известный венецианский путешественник Марко Поло,

Сведения о первом ввозе золотой рыбки в Европу разноречивы. В книге «Жизнь животных» Врем указывает дату — 1611 г.

Пиерер в книге «Безусые золотые карпы» называет дату ввоза — 1651 г.

...

Корабельный хирург Э. Кемпфер, посетивший Сиам и Японию, указывает дату 1691 г. и добавляет, что золотую рыбку завезли через Яву в Португалию.

По некоторым источникам, дата ввоза в Европу золотой рыбки — 1728 г. При этом называют имя экспортера — капитан Филипп Уорд. Наряду с простой формой золотой рыбки Уорд привез три редких разновидности: с синей спиной и синими плавниками, с двойным хвостом и черную с лиловым отливом.

В 1745 г. золотая рыбка появилась во Франции. Этот редкий подарок был преподнесен маркизе де Помпадур. В 1780 г. в Париже выходит книга М. де Совиньи «История подлинного золота Китая». Цветные гравюры с китайских акварелей выполнил М.-Ф.-Н. Мартине.

В Америку золотых рыбок завез в 1874 году контр-адмирал флота США Даниэль Аммен. Две пары оригинальных вуалехвостов были подарены ему императором Японии.

Первые золотые рыбки в Росии появились в середине XVII века. Монография Н, Ф. Золотницкого «Золотая рыбка и ее вариететы» издана в 1886 г.

А. НОЖНОВ, член Международного союза любителей золотой рыбки

Posted in Личности 08 Sep 2018